ВСТРЕЧА НА ДОРОГЕ
(права и обязанности водителя и инспектора ГИБДД)
Зачастую даже опытные водители, отлично знающие Правила дорожного движения теряются при встрече на дороге с инспектором дорожно-патрульной службы ГИБДД. Происходит этого чаще всего оттого, что водители не знают ни о своих правах и обязанностях, ни о правах сотрудников ГИБДД. Об этом и поговорим сегодня.
Но прежде небольшое рассуждение общего характера. НА дороге водитель зачастую остается один на один с инспектором. И инспектор, в принципе, может совершить любые незаконные действия. Если водитель хочет впоследствии наказать инспектора за нарушения закона, он должен суметь эти нарушения доказать. В этом неоценимую помощь водителю может оказать диктофон. Поэтому я в очередной раз рекомендую водителям: потратьте из своего бюджета сумму в 500-1000 рублей, приобретите диктофон, держите его наготове и включайте каждый раз, когда инспектор ДПС подаст сигнал у остановке. Диктофоном зачастую лучше пользоваться скрытно (иначе можно лишиться и диктофона). Пока инспектор идет до машины наговорите дату, время и место остановки, если есть попутные машины, то укажите данные их регистрационных знаков, а при беседе с инспектором старайтесь повторять за ним невнятно произнесенные фразы, проговаривайте вслух все его действия. И не беда, если действия инспектора ДПС будут законными и корректными и диктофонная запись проведена впустую. Гораздо хуже, если возникнет необходимость использовать запись на кассете как доказательство неправомерных действий инспектора.
Впрочем, вернемся к теме нашей статьи. Обязанности водителя прописаны в ПДД РФ. Согласно пп.2.1, 2.3 применительно в рассматриваемому вопросу водитель обязан
- иметь при себе и по требованию сотрудников милиции передавать им для проверки предусмотренные ПДД документы;
- проходить по требованию сотрудников милиции медицинское освидетельствование на состояние опьянения;
- предоставлять свой автомобиль сотрудникам милиции в предусмотренных ПДД случаях.
Инспектор ДПС может предъявить и иные требования, как обоснованные, так и незаконные. В принципе, водитель не обязан подчиняться незаконным требованиям сотрудника ГИБДД. Однако, в случае неподчинения инспектор может положить водителя в грязь лицом, применить наручники, доставить водителя в РУВД. Впоследствии у водителя, возможно, получиться доказать неправомерные действия инспектора и даже наказать его. Но это будет "возможно" и "потом". А в грязь лицом и наручники - сейчас. Поэтому в каждом случае водитель должен объективно оценивать реальность и ясно представлять себе последствия своих действий.
Итак, что же может и что не может инспектор ДПС. Права и обязанности ИДПС, в принципе, регулируются двумя документами: Законом РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-I "О милиции" и Приказом МВД от 20 апреля 1999 г. N 297 "Об утверждении Наставления по работе ДПС ГИБД МВД РФ". (Оставим за пределами нашего рассуждения вопросы досмотра и задержания автомобиля, запрещения его эксплуатация, направления водителя на медицинское освидетельствования, т.к. эти вопросы подробно рассмотрены нами в отдельных статьях)
Сотрудники милиции, в принципе имеют возможность ограничивать граждан в их правах, однако, в соответствие со ст.5 Закона о милиции всякое ограничение граждан в их правах и свободах милицией допустимо лишь на основаниях и в порядке, прямо предусмотренных законом. Сотрудник милиции во всех случаях ограничения прав и свобод гражданина обязан разъяснить ему основание и повод такого ограничения, а также возникающие в связи с этим его права и обязанности.
Статья 10 упомянутого закона возлагает на милицию обязанность в числе прочего предотвращать и пресекать административные правонарушения, а статья 11 предоставляет милиции право для выполнения возложенных на неё обязанностей останавливать транспортные средства и проверять документы на право пользования и управления ими, а также документы на транспортные средства и перевозимые грузы. Однако использование милицией предоставленных ей прав только в целях исполнения обязанностей, возложенных на милицию упомянутым законом.
Стоит упомянуть, что согласно ст.18 Закона о милиции сотрудник милиции выполняет свои обязанности и пользуется правами милиции лишь в пределах своей компетенции в соответствии с занимаемой должностью. Это означает, что не всем сотрудникам милиции предоставляется право останавливать автомобили и проверять документы, а лишь тем, на кого данная обязанность возложена должностной инструкцией.
Отметим еще ст.25, согласно которой сотрудник милиции при выполнении возложенных на него обязанностей подчиняется только непосредственному и прямым начальникам. Однако при получении приказа или указаний, явно противоречащих закону, сотрудник милиции обязан руководствоваться законом
Следует помнить, что в соответствие со ст.26 показания сотрудника милиции по делу об административном правонарушении оцениваются наравне с иными доказательствами, полученными в установленном законом порядке.
Согласно ст.39 гражданин, считающий, что действие либо бездействие сотрудника милиции привело к ущемлению его прав, свобод и законных интересов, вправе обжаловать это действие или бездействие вышестоящим органам или должностному лицу милиции, прокурору или в суд.
За противоправные действия или бездействие сотрудники милиции в соответствие со ст.40 несут установленную законом ответственность. Вред, причиненный гражданам сотрудником милиции, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
Таким образом, несмотря на то, что Закон о милиции дает право сотрудникам милиции останавливать автомобили и проверять документы, в нем оговаривается, что данные действия сотрудники милиции могут производить лишь в пределах своей компетенции в соответствии с занимаемой должностью. Напомню, что на дороге не всегда есть возможность определить компетенцию сотрудника милиции, поэтому его указание об остановке автомобиля и требование предъявить документы не стоит игнорировать.
Рассмотрим второй из указанных ранее документов - Приказ МВД N 297. Во-первых этим приказом утверждается Наставление по работе дорожно-патрульной службы ГИБДД МВД РФ, которое мы подробно рассмотрим. А во-вторых, в данном приказе имеется важный пункт 2, согласно которому контроль за соблюдением водителями Правил дорожного движения является исключительной компетенцией сотрудников ГИБДД и участковых инспекторов. Сотрудники других служб милиции могут осуществлять контроль за автомобилями лишь при введении в действие специальных планов, а также по решению руководителя органа внутренних дел при выполнении совместно с сотрудниками ГИБДД задач, связанных с обеспечением общественного порядка и общественной безопасности. Это к вопросу о компетенции и должностной инструкции.
Права и обязанности инспектора ДПС прописаны в Наставлении.
Согласно п.6.1 сотрудник ДПС при несении службы обязан контролировать соблюдение водителями ПДД и наличие у водителей документов, предусмотренных ПДД.
В соответствии с п.6.5 Наставления сотрудник ДПС при несении службы имеет право:
- проверять у граждан документы, удостоверяющие личность, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления или административного правонарушения;
- останавливать на стационарных постах, контрольных постах милиции, контрольно-пропускных пунктах транспортные средства для проверки у водителей;
- останавливать транспортные средства, водители которых нарушили правила дорожного движения.
А вот в п.13.7 указаны основания для остановки автомобилей, каковыми (основаниями) являются:
а) нарушение правил дорожного движения водителями или пассажирами;
б) наличие данных, свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению ДТП, административного правонарушения, преступления;
в) нахождение транспортного средства в розыске, а также наличие данных об использовании транспортного средства в противоправных целях;
г) необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являются;
д) выполнение решений уполномоченных на то государственных органов или должностных лиц об ограничении или запрещении движения;
е) необходимость привлечения водителя или транспортного средства для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам милиции;
ж) проверка документов на право пользования и управления транспортными средствами, а также документов на транспортное средство и перевозимый груз - только на стационарных постах ДПС, контрольных постах милиции и контрольно-пропускных пунктах;
В период проведения специальных мероприятий допускается остановка транспортных средств вне стационарных постов с целью проверки водительских и регистрационных документов, а также документов на перевозимый груз.
Запрещается останавливать транспортные средства без необходимости.
Согласно п.13.8 остановка транспортных средств должна осуществляться на минимально короткий срок. Поэтому, когда инспектор ДПС по какой-либо причине тянет время, не возвращает документы, он нарушает требования п.13.8 Наставления.
В соответствие с п.13.8 не допускается проведение проверки содержания окиси углерода в отработавших газах двигателя и технического состояния транспортных средств, прошедших в установленном порядке государственный технический осмотр. Следовательно, если имеется действующий талон гостехосмотра, то желание инспектора ДПС померить светопропускание стекол автомобиля пойдет вразрез с требованиями упомянутого пункта Наставления.
В Наставлении подробно описано, как инспектор должен обратиться к водителю. Согласно п.18.2 сотрудники милиции должны представиться, приложив руку к головному убору, назвать свою должность, специальное звание и фамилию, сообщить о причине остановки транспортного средства.
В соответствие с п.18.4. сотрудники ДПС при остановке транспортных средств обязаны подойти к ним и в дальнейшем действовать в зависимости от причин остановки, состояния и поведения водителей.
Сотрудники ДПС предлагают водителям выйти из кабины (салона) автомобиля в следующих случаях:
а) для устранения технической неисправности транспортного средства или нарушений правил перевозки грузов;
б) когда имеются достаточные основания полагать, что водитель находится в состоянии опьянения;
в) для проведения (в присутствии водителя) сверки номеров агрегатов и узлов транспортного средства с записями в регистрационных документах;
г) для проведения досмотра транспортного средства и груза;
д) когда водители или пассажиры подозреваются в совершении преступлений;
е) в иных случаях, когда требуется участие водителей в оформлении необходимых документов либо оказании помощи другим участникам дорожного движения.
Согласно п.18.7. разъяснения водителю неправомерности его действий необходимо даваться без нравоучений, доброжелательно, убедительно и ясно со ссылкой на соответствующие требования Правил дорожного движения Российской Федерации и других нормативных правовых актов, действующих в области дорожного движения. Замечания нарушителям, имеющих при себе детей, следует делать так, чтобы дети этого не слышали. С подростками сотрудник должен обращаться так же вежливо, как и со взрослыми. Замечания детям делаются с учетом их возраста и уровня развития.
Знание основных требований, которые нормативные документы предъявляют к действиям инспектора, позволит водителю адекватно вести себя с инспектором и при необходимости обжаловать его незаконные действия. Порядок обжалования был рассмотрен ранее.
Далее мы рассмотрим как должно оформляться правонарушение водителя и как должно происходить рассмотрение административного дела в ГИБДД.
С уважением, Евгений.